Главная » Библиотека » Защита без принуждения ( "Дрессировка и Спорт" №3 2001г.)

Защита без принуждения

Мы предлагаем вниманию читателей нашего журнала изложение основных идей методики обучения собаки защитной службе SchH/IPO на основе мотивации, которая была разработана американским дрессировщиком Готтфридом Дилди. Как всегда, просим воспринимать данную статью не как прямое руководство к действию, а как источник возможных идей по организации защитных тренировок. 
Редакция благодарит КСК «Паритет» (г. Москва) за предоставленные материалы.
 

Принуждение в защите 

Принуждение еще и сегодня является одним из действенных способов обучения собаки, но одно мелкое принуждение, неприятное для собаки, может вызвать у нее стойкое отрицательное изменение в поведении.  

Принуждение имеет свою отрицательную сторону, например, несвоевременно произведенная коррекция может вызвать у собаки нежелательное поведение на достаточно длительное время. Если собака чувствует напряжение, неуверенность, и если на основе неправильной коррекции она научилась нежелательному поведению, то это может длиться месяцы и годы, пока собака не забудет или не отучится от этого. Если принуждение будет применено неправильно, то это вызовет у собаки нежелание заниматься, в то время как правильно примененное принуждение взывает у собаки желание заниматься, и заниматься с настроением. 

Несмотря на то, что принуждение в защитной дрессировке может быть очень эффективным, по двум причинам мы хотели бы вас от этого отговорить. 

Прежде всего, собака, которая хочет работать - это уже хорошая собака.

Второе. Защитный спорт должен доставлять не только удовольствие нам, но и собаке. 

Естественно, что методы защитного спорта с момента его возникновения пошли далеко вперед и заключаются не только в наказании за непослушание. Новая теория и практика сильно изменили методы дрессировки собак, и сегодня все больше применяются методы мотивационной и поощрительной дрессировки. Хотя дрессировка на основе мотивации (без принуждения) пока еще не получила своего массового распространения, уже сейчас происходят значительные сдвиги в этой области: свободная от принуждения дрессировка применяется все больше и больше. 

Обучение на основе мотивации достаточно широко используется, например, в следовой работе и послушании, где как средство мотивации используется корм. В обучении же защитной службе метод мотивационной дрессировки еще не нашел должного распространения. Это происходит по многим причинам . В защитной службе собака легче переносит коррекцию, поскольку приводится в возбужденное состояние, что делает собаку менее чувствительной к стрессам и боли. Именно поэтому здесь все негативные явления, приобретенные собакой на основе принуждения, не столь заметны, как в следовой работе и дисциплине. 

При поверхностном рассмотрении, кажется, что в защитной службе мотивация и не пойдет. В дисциплине мы можем не предоставлять собаке то, что она любит, например, лакомство. Когда собака не делает ошибок мы можем поощрять собаку, а при нежелательном поведении собаки мы можем воздерживаться от поощрения так долго, пока собака не продемонстрирует желаемое поведение. То есть, собака не может получить поощрение без нашего желания.

 В защитной службе все по-другому: собака работает за хватку, которая имеет для собаки гораздо большее значение, чем любое предлагаемое нами поощрение. Собака хочет только одного - кусать. Кроме того, во время защитной службы собака часто бывает вне нашей досягаемости, и даже если мы рядом с собакой, бывает очень сложно избежать нежелательной хватки.

Например, при облаивании в защите, когда собака находится очень близко от помощника, нужно найти способ удержать ее хватки. В этом случае мы применяем парфорс, ошейник, поводок и не думаем, какое воздействие это оказывает на агрессивную собаку. Мы вынуждены прибегать к таким средствам, чтобы доставить боль собаке, если она не слушается. При этом мы не задумываемся, какое воздействие оказывает на возбужденную собаку эта боль, называемая нами принуждением или силовой коррекцией.

После хватки рукава мы хотим заставить собаку отпустить добычу. Но мы должны признать, что это входит в противоречие как с тем, чему мы ее раньше научили, так и с ее естественным поведением. Мы прибегаем к самому простому, что мы знаем - поводку, использованию стека и т.п.

Как иначе мы можем заставить собаку отдать то, чем она владеет? Проблемой в защитной службе является то, что мы не можем предоставить собаке более действенное вознаграждение, чем сама хватка, ради которой собака и работает. Эта проблема и является основной причиной того, что традиционная тренировка защитной службы основывается на принуждении. 

Обучение защите 

Основным принципом мотивационной защитной дрессировки является довольно пассивное, спокойное поведение помощника.

Традиционный метод возбуждения собаки за счет плетки, борьбы с собакой и беготни оказывает обратное действие на собаку, то есть собака приводится к беспомощной, пассивной роли. Собака вынуждена отвечать только на те действия, которые предоставляет ей помощник, вместо того, чтобы активно и уверенно с ним бороться. Это, как правило, всегда подавляюще действует на собаку. Интенсивные действия помощника могут сверх меры подавлять собаку. В конечном итоге собака начинает скучать или у нее снижается энергия, она привыкает к такому варианту работы, и ее действия на защите начинают носить формальный характер. Таким образом при использовании традиционных способов, энергия собаки полностью зависит от помощника, вместо того, чтобы самой собаке вырабатывать эту энергию, быть ее источником.

Можно понять, каким способом обучалась собака, наблюдая за статической фазой в защитной службе - за облаиванием.

Во время каждой фазы облаивания, при охране, помощник стоит спокойно. При облаивании и при остановке перед помощником собака должна сама быть инициатором борьбы, сама вырабатывать энергию, а не полагаться на действия помощника.

С другой стороны, собаки легко возбудимые, агрессивные по своей натуре и воспитанные на активных действиях помощника могут страдать от излишней возбудимости и от того, что защита этим собакам была поставлена способом излишней стимуляции - возбуждением От природы агрессивные собаки, перевозбужденные дрессировкой, в защитной службе ведут себя очень нервно.

Метод, о котором пойдет речь, основывается на том, что здесь  собака, а не помощник выполняет активную роль. То есть собака работает с помощником, а не помощник с собакой. Вектор инициативы всегда исходит от собаки. Это главное в защитной дрессировке.

Активность 

Основополагающим фактором всего метода дрессировки является то, что собака осуществляет ведущий контроль над тем, что происходит на площадке. То есть собака является инициатором всех действий.

Традиционно, инициатива действий диктуется не собакой, а фигурантом или проводником. Например, для того, чтобы забрать рукав у собаки, хозяин поднимает ее за ошейник. Другой вариант - помощник может подкрасться и выхватить рукав. Все это неправильно, потому что при такой ситуации собака не выполняет активную роль. Вместо того, чтобы самой проявлять инициативу и устанавливать правила, собака вынуждена защищаться. Таким образом, вместо действий она просто реагирует на то, что ей предлагают. Поэтому, для того, чтобы собака действовала, а не только защищалась или «реагировала», мы должны предоставить ей гораздо больше возможностей контролировать ситуацию, так как это отражается на многих деталях, незначительных на первый взгляд, но на самом деле очень важных.

Например, когда собака после определенной фазы хватки получает рукав, она должна оставить у себя этот рукав столько, сколько она хочет. Помощник ведет себя спокойно, а хозяин терпеливо ждет, пока собака не бросит рукав. Собаке нужно предоставить столько времени, сколько потребуется, то есть пока собака добровольно и спокойно не отдаст рукав. Как только это происходит, помощник возвращается к собаке, спокойно берет рукав и продолжает обучение.

Другой пример - появление помощника. Помощник забирает рукав и уходит в укрытие, а собака заново преследует его с целью схватить рукав. Собака данном случае не защищается от помощника, а сама нападает, чтобы получить нужное. Это придает ей силы и уверенность в том, что она провоцирует действия помощника, а не он. Тем самым шаг за шагом в собаке вырабатывается вышеуказанная способность к контролю над ситуацией, то есть над тем, что происходит во время тренировки. Это как раз и побуждает собаку добровольно отдавать рукав, вместо того, чтобы за него бороться. Добровольная отдача добычи усиливает целенаправленное обучение собаки защитной службе.

Это чувство собаки, что она сама может определять происходящее на площадке - значительно помогает собаке переносить стресс. Собака в данном случае находится не в конфликтном состоянии, и это помогает ей концентрироваться на основных задачах, что значительно усиливает эффективность действий самой собаки и процесса ее обучения. Если собака является активным участником тренировки, то она лучше будет следить за тем, что происходит на поле, анализировать происходящие действия. В этом случае ей легче будет понять, как в любой ситуации быстрее достичь своей цели - хватки. Вместо того чтобы отдавать добычу вынужденно по принуждению, она будет делать это добровольно, и усвоит то, что подобное поведение всегда будет приводить ее непосредственно к цели - новой хватке.  

Защитная служба без принуждения

Когда собака с ясным пониманием и без страха вступает в борьбу с помощником и любит эту борьбу, она знает, что должна отдать рукав, потому что добровольно отдав его, она непременно снова его получит. 

Таким образом, мы обучаем собаку, что когда она добровольно отдает рукав - тогда она его обязательно получает. Неподвижный, «мертвый» рукав особого интереса для собаки не представляет, и он ей скоро наскучит, что способствует тому, что она его сама добровольно бросит. Неподвижный рукав не провоцирует собаку на борьбу, и собака будет знать, что помощник вернется, чтобы снова продолжить борьбу­ только тогда, когда она бросит рукав, То есть происходит­ то, что как будто не помощник отдал собаке команду «брось рукав», а собака подала помощнику команду идти к ней, - то есть собака «руководит действиями помощника». Здесь нет примера неподчинения и отсутствуют факторы дисциплины как таковой, и со временем собака уясняет: если она хочет, чтобы к ней подошел помощник - она должна отпустить рукав. В этом случае собака как бы «пассивного» помощника «заставляет действовать». Это упражнение выполняется на коротких дистанциях. 

Позитивный настрой

 При работе с использованием подобного метода собаку не надо принуждать отпускать защитный рукав, так как она знает, что как только она отпустит рукав, помощник опять будет около нее. В результате, собака работает с ясной головой и полной энергией, беря ситуацию под свой контроль, устанавливая свои правила. В последнее десятилетие появилась тенденция к стимулированию собак к движению, к порыву, что в конечном итоге приводит к накоплению стресса собакой, который в определенный момент обязательно себя проявит. Стресс может проявиться по-разному: собака становится неровной в своем поведении, ей сложно концентрировать внимание на какой-то определенной цели.

Причина этого в том, что с собакой работали на принуждении. На самом деле, в агрессивной собаке, когда она ведет себя таким образом, проявляется не только сила, но и неуверенность в себе. Высокая импульсивность собаки имеет также и отрицательные стороны. Очень хорошо, когда собака проявляет много энергии, но при этом она должна иметь ясную голову. Если собака скалит зубы - то это фактор неуверенности собаки, превышение ее допустимой агрессии. Зубы - показатель агрессии, чрезвычайного напряжения, страха собаки. Собака должна быть агрессивной, но у нее не должно быть страха. 

Собака должна быть в состоянии самостоятельно направлять свою энергию, поэтому очень важно, чтобы собака была импульсивной, но не слишком, чтобы не проявляла излишней агрессивности.

Тренировка щенков 

Если защитные тренировки начаты со щенком, то щенок еще не в состоянии проявлять столько энергии, сколько необходимо, поэтому основная нагрузка ложится на фигуранта. Тем самым собака с юного возраста привыкает к тому, что основная активность проявляется помощником, а не ею. Из-за этого помощник вынужден все время наращивать свою активность, чтобы заинтересовать растущую активность собаки.

 Кроме того считается, что в щенячьем возрасте собаки быстрее поддаются влиянию стресса, и чем моложе собака, тем быстрее она может впасть в невротичное состояние. Если же в юном возрасте собака часто перевозбуждается, это может привести к хроническим проблемам уже у взрослой собаки. Собака при этом нервно реагирует на помощника и ей очень сложно сдерживать себя во время тренировки. Эта нервозность собаки, ее неуверенность проявляется в первую очередь тогда, когда она попадает в стрессовую ситуацию. И особенно этот эффект проявляется в фазе хватки рукава. Собаки, которые тренировались в защитной службе в возрасте ранее, чем 9 месяцев, в 12 месяцев часто становятся безнадежно нервными или отупелыми, апатичными, с притупленным чувством восприятия. 

Даже само созерцание процесса защитной тренировки других собак действует отрицательно на щенков. 

Начало обучения собак

Когда надо начинать обучать собаку?

Ответ на этот вопрос заключается не в возрасте собаки, а в ее зрелости. Собака должна быть физически сильной и социально находиться в таком состоянии, чтобы демонстрировать или проявлять свойства полностью развитой собаки, при этом, как можно меньше проявляя социального доминирования.

Каждый хороший щенок активно реагирует на добычу. Но этого недостаточно. Недостаточно того, чтобы собака проявляла интерес, порыв к добыче. И защитная реакция собаки, когда она чувствует угрозу, тоже не показатель ее зрелости, а даже, может быть, совсем наоборот. 

Что бы мы хотели видеть в собаке? Собака должна проявлять уверенность в конфликтной ситуации, уверенность в состоянии стресса. Для этого мы начинаем знакомить собаку с защитной службой, давая ей возможность понаблюдать за тренировкой другой собаки, но в возрасте не ранее 14-16 месяцев. Собака, которая работает в этот момент на площадке, должна действовать грамотно, уверенно и надежно. Лучше всего, когда молодая собака наблюдает за процессом из-за забора, причем не дольше 2-3 минут. Если при этом молодая собака реагирует на происходящее неуверенно, с опаской, - это означает, что собака еще не зрелая, не готова к занятиям, и тренировки с ней переносятся - откладываются на несколько недель. Если после этого срока собака снова не проявляет заинтересованности и ведет себя неуверенно, то начало обучения опять откладывается до того момента, пока она не проявит свои зрелые качества. 

Молодая собака при наблюдении из-за забора должна проявлять интерес к происходящему, а не испуг. Если собака проявляет заинтересованность и агрессивность при наблюдении за обучением другой собаки, то ей дают пару минут посмотреть на происходящее и уводят на поводке. После того, как собака постоянно проявляет заинтересованность, тянет вас к площадке, мы можем начинать с ней работать. 

Но начинать работать или вводить в действие - вовсе не значит впускать ее на площадку. Собаку оставляют вне действия - за забором, но при этом помощник, приближаясь к собаке, работает с ней через забор. Причины для этого следующие. Прежде всего, забор является преградой для собаки, - значит, хозяину не надо сильно сдерживать собаку с помощью поводка, строгого ошейника. Поводок, натяжение, борьба с хозяином сильно отвлекают собаку и мешают ей сконцентрироваться на помощнике. С другой стороны, борьба собаки с ошейником, с натяжением поводка и, к тому же еще с помощником, может выработать у нее зависимость от постоянной стимуляции ее активности. А это означает, что в статической фазе собака будет менее активна.

 Забор здесь играет очень важную роль. Он является защитой для собаки, позволяет ей чувствовать себя более уверенно. Помощник при этом может осуществлять практически непосредственный контакт с собакой, тогда как собака при этом будет проявлять минимум нервозности. Когда вы работаете без преграды, помощнику приходиться больше и активнее двигаться, поскольку нет контакта - без преграды активную роль играет помощник. Поэтому лучше всего начинать работать с собакой через забор. 

При мотивационном методе дрессировки защитная служба должна основываться на природной агрессивности собаки. Первостепенную роль для будущего собаки играет ее первый контакт с помощником. При этом забор играет незаменимую роль. Помощник должен уметь изображать из себя неуверенного, но угрожающего собаке человека, и тем самым вселить уверенность самой собаке в ее действиях. Проявления нервозности, неуверенности или неестественной агрессивности на начальном этапе в будущем могут отрицательно сказаться на всем последующем воспитании собаки. 

Помощник начинает действовать из-за укрытия и пытается привлечь внимание собаки. При этом собака может реагировать, проявлять агрессивность, действовать. Собака находится за забором, хозяин собаки не натягивает поводок. После этого помощник снова прячется за укрытие. После того, как собака несколько раз облаяла помощника, проявила активность, помощник выходит из-за укрытия и угрожающе приближается к собаке. 

Когда собака показала свою агрессивность, а помощник показал, что он боится собаку, он возвращается в укрытие, стоящее в 10 -15 шагах за забором. В этой ситуации хозяин собаки должен быть абсолютно пассивным (это очень важно) - он не должен ни трогать, ни хвалить собаку, ни натягивать поводок, ни другими какими-либо действами проявлять свое участие в процессе. В данном случае любое вмешательство хозяина отрицательно влияет на собаку. 

И только в случае, если помощник видит, что собака ведет себя адекватно, он дает ей схватить добычу через забор. Но не так просто определить готовность собаки. Собака не должна быть безучастной к происходящему с одной стороны, а с другой - она не должна быть перевозбуждена. Настроение собаки должно быть где-то посередине. Собака должна тянуть, проявлять агрессивность, но она ни в коем случае не должна проявлять нервозность. Самым важным и решающим критерием является то, что собака постоянно направляет себя на помощника. Когда помощник чувствует, что собака полностью сконцентрирована на нем, он отдает ей добычу через забор и разрешает собаке с ней уйти.

В противовес традиционным методам, когда помощник снова возвращался к собаке, чтобы забрать рукав, или, когда собаку подводили к помощнику - в данном случае хозяин с собакой уходит к своей машине или в другое место подальше, и ждет, пока собака не бросит предмет - рукав или жгутик. Хозяин останавливается с собакой или ходит с ней по кругу. Ни в коем случае не пытайтесь забрать предмет и не трогайте собаку при этом. Ждать, ждать и ждать, пока собака добровольно не бросит предмет. Это очень важно. В некоторых случаях это может длиться долго, часами, тем самым проверяется наше терпение, но это абсолютно необходимо. Собака ни в коем случае не должна думать, что хозяин будет с ней бороться за предмет, иначе это может вызвать конфликт.

Конфликт

Конфликт возникает в том случае, когда начинают противодействовать силы собаки и хозяина. Силы собаки и хозяина «наталкиваются » друг на друга - это сила натяжения собаки, сила натяжения хозяина, а также две силы психологического характера: 
1. потребность собаки в импульсивном удовлетворении своего порыва;
2.  попытка собаки избежать боли. 

Этот вид конфликта мы часто наблюдаем при обучении собак традиционными методами. При традиционном методе тренировки собака очень часто попадает в конфликтную ситуацию. С одной стороны, действует мотивация собаки дальше кусать, а с другой - ее сознание, что она должна отпустить, чтобы избежать боли. 

Этот конфликт приводит к неконцентрированному, нервному поведению собаки. В этом состоянии собаке очень сложно четко думать и также сложно научиться направлять свой порыв целенаправленно. При этом энергия собаки перегорает как в перегретом горшке и начинает проявляться в нежелательных действиях. Если мы в первые часы тренировки будем пытаться силой забирать у собаки предмет - ее добычу, то мы тем самым приводим собаку в нервное состояние. И проявление этого состояния может быть очень многосторонним. Например, собака может воспринимать своего хозяина как противника, и в последующем, при каждом приближении проводника, собака будет воспринимать его как конкурента, желающего завладеть добычей, а не как сообщника; собака будет проявлять беспокойство и будет пытаться защищаться от его действий. Кроме того, собака будет «перегорать», то есть вырабатывать избыточную энергию, которая будет накапливаться, результатом чего будет попытка «убить добычу». При этом собака становится неконтролируемой. 

Все эти признаки являются проявлениями конфликтности, которые усиливают нервозное состояние собаки. Это нервозное состояние и инициирует нежелательные побочные действия собаки. Таким образом, все большая нарастающая активность собаки приводит ее в состояние все большей нервозности. 

Если собака нервозна, то она будет плохо кусать без предварительной хватки. Чтобы побудить собаку к броску, который желателен в защитной службе, нам нужна собака с ясным пониманием и с четким порывом. Если мы добиваемся принудительной отдачи добычи, то собака становится нервной или проявляет нервозность при команде «Аус», и в этом случае она будет отдавать добычу нечисто и неспокойно. Если же собака работает с ясным пониманием, целенаправленно, то она будет отдавать добычу спокойно и относительно быстро.

Нормальная отдача 

Если собака отдает рукав относительно спокойно и быстро за один прием - это является основой надежной команды «Аус». Но если же мы принудительно забираем у собаки добычу, то она не усвоит эту команду. Собака начнет наращивать свои защитные качества, все больше и больше будет пытаться защищать свою добычу и противиться своему хозяину. Если собака периодически будет попадать в подобную ситуацию, то она и после отпускания добычи будет находиться в нервном состоянии. Мы тем самым сами создали для собаки проблему, связанную с выполнением команды «Аус». 

Когда собака добровольно и свободно отдает добычу, она отводится подальше, а хозяин возвращает эту добычу на площадку. Если собака остается одна с предметом, то она со временем будет все быстрее и быстрее отдавать его. Если собака склонна подолгу удерживать предмет, или же продолжает покусывать или устраивать «смертельную встряску» предмета, то в этом случае можно дать ей корм или игрушку взамен, чтобы тем самым достичь чистой отдачи предмета и возможности увести собаку от него. В крайнем случае можно дать собаке команду «Сидеть» (спокойно посадить собаку), чтобы отвлечь ее от действий и тем самым способствовать отдаче предмета. 

Это упражнение в каждый тренировочный день можно проделывать только один раз (см. упражнение у забора по отдаче предмета через забор), перед началом тренировки. То есть тренировку нужно начинать именно с этого упражнения и выполнять его только один раз. 

Подразнив собаку, тренер должен тотчас же отдать предмет собаке через забор. И лишь только после того, как собака начинает демонстрировать хорошую, уверенную импульсивность, хорошо кусает, хорошо движется, бросается на предмет - можно позволить 2-3 кусательные фазы за тренировочный день.

После каждого захватывания собака отводится хозяином до достижения нормальной отдачи предмета. После того, как собака хорошо, сильно хватает, помощник начинает знакомить ее с защитным рукавом. Хорошо предрасположенная и активно проявившая себя в начале тренировки собака без промедления ухватит защитный рукав, но на площадку собака заводится лишь после нескольких тренировочных занятий. 

Перед вводом собаки ей предоставляют возможность через забор ухватить предмет, после чего она с предметом спокойно заводится на площадку. После этого собаке еще один или два раза дают укусить предмет, тренер уходит, а собаке предоставляется возможность добровольно освободиться от предмета. Сбрасывание собакой предмета служит сигналом для помощника, который сразу возвращается на площадку и продолжает работу. После каждой хватки собаке предоставляется возможность пройти по кругу с предметом, а потом его бросить.

Иногда мы наблюдаем у собаки небольшие изменения в фазе хватки - без наличия забора между помощником и собакой собака может проявлять небольшую нервозность или агрессивность, но такое поведение на данном этапе тренировки не представляет особой опасности. Опытный тренер сможет за короткое время привести ее в нормальное активное состояние. С другой стороны, собака может вести себя также сдержанно, не столь активно.

В последующем в процессе неоднократных тренировок очень важно, чтобы помощник уходил в укрытие, чтобы его не было видно, когда собака идет по кругу с предметом, так как его присутствие может заставить собаку нервничать. И очень важно, чтобы помощник вовремя вышел из своего укрытия. Показателем своевременности выхода помощника из укрытия является добровольная отдача собакой предмета. Тогда помощник берет предмет (рукав) и продолжает работу с хваткой. 

Такой подход имеет два преимущества: 
1) готовит собаку к последующей добровольной отдаче предмета; 
2) когда собака сама желает вызвать действие или активность помощника, то она сама добровольно сбрасывает предмет. Благодаря этому собака начинает думать, что она сама определяет то, что происходит на площадке, когда она отпускает предмет. Что именно она контролирует помощника, то есть сама устанавливает правила.

Фронтальная хватка 

Все начальные тренировочные процессы с кусанием производятся через забор или же на поводке. Это означает, что помощник работает в непосредственной близости к собаке, и что хватка через забор усиливается натяжением поводка. Поэтому мы после этого должны как можно скорее переходить к тренировке хватки без поводка и забора.

 Традиционно это делается, когда собака отпускается вдогонку за помощником, то есть собака преследует помощника и кусает. Эта лишняя и бесполезная для собаки работа требует много лишней энергии. После такой тренировки каждый раз надо проверять собаку на смелость. Это означает, что этим традиционным способом вы учите собаку только тому, что необходимо сделать в данный момент.

«Беговые хватки» в защитной службе не играют никакой роли. Вместо этого мы должны придерживаться тренировок, которые бы отвечали следующим трем требованиям:
1. Собака должна иметь возможность свободно двигаться к добыче (хватке). 
2. Собака во время исполнения упражнения должна продемонстрировать правильное движение к цели, чтобы при каждой фронтальной атаке производила правильный захват. 
3. Нужно, чтобы собака без раздумий и сомнений, без промедления, без лишних движений была готова к хватке. Этот результат достигается посредством обучения собак фронтальному захвату. Тренировка фронтального захвата возможна на коротком расстоянии, когда собака за парутройку прыжков достигает в свободном состоянии (без поводка) своей цели - захвата.

 Для каждой собаки расстояние до помощника определяется индивидуально, но в любом случае ей предоставляется возможность за 1 - 2 шага и, наконец, мощного прыжка, - с полной силой ухватить рукав. Эффект возбуждения собаки на поводке и ее пуска должен быть подобен броску нападающей змеи. 

Фронтальная хватка начинается с того, что хозяин держит собаку на поводке, а помощник в непосредственной близости от собаки слегка (не очень агрессивно), возбуждает собаку. Защитный рукав помощник держит сбоку или даже за спиной. Помощник должен стремиться привлечь к себе внимание собаки, используя как можно меньше вспомогательных средств (имеются в виду возбуждающие средства). Любая нервозность или истеричность собаки должны быть исключены. 

Как только помощник видит, что он достиг желаемого поведения собаки, что она без нервозности, но прямо пытается нападать на помощника, он делает кивок головой - сигнал для хозяина к пуску собаки. Помощник, не двигаясь с места, до последнего момента сохраняет угрожающую позу перед собакой и только в самый последний момент выставляет перед атакующей собакой защитный рукав. Как только собака захватывает защитный рукав, помощник подтверждает произведенный захват отпусканием рукава. Хватка - последующая отдача рукава собаке без борьбы. 

В традиционной тренировке принято подержать собаку некоторое время на рукаве, чтобы «научить» ее борьбе. При этом помощник «обрабатывает» собаку стеком и одновременно с этим как бы борется, и тем самым стимулирует ее. Идея в этом случае заключается в том, что, якобы, хорошая борьба собаки с помощником является ее поощрением. Это, якобы, должно привести к более хорошим и плотным захватам.

Эта точка зрения абсолютно неверна и ничем не подтверждена. Очевидно, что сам момент захвата собакой рукава является и моментом ее поощрения. Именно в этот момент мы должны отдать собаке рукав. Удлинение во времени процесса захвата вредит собаке и приводит к притуплению восприятия происходящего, апатии, пассивности. Поэтому процесс хватки должен быть как можно короче во времени. Собака, тренировавшаяся на коротких процессах захвата, в дальнейшем, при демонстрации захвата, будет выглядеть лучше. 

После того, как помощник отдает рукав собаке, ее хозяин делает несколько шагов назад и содействует тем самым подходу к нему собаки. Потом хозяин берет собаку за поводок и проходит несколько больших кругов с собакой, пока она добровольно не сбросит рукав. После этого помощник неторопливо и безучастно приближается к собаке чуть под углом и, не смотря в глаза собаки, спокойно забирает рукав и продолжает занятия.

При отработке фронтальных атак следует учитывать еще следующий момент: если расстояние между собакой и помощником будет слишком короткое или слишком длинное, то собака не сможет действовать оптимально. Это снизит эффективность работы и тем самым самого захвата . Задача помощника в этом упражнении - выбрать идеальную дистанцию для каждой конкретной собаки. Со временем помощник сможет определять, в каком состоянии собака лучше всего осуществляет фронтальные захваты. 

Помощник обязан предоставлять собаке рукав всегда одинаково, так как это может повлиять на решительность собаки: cобака должна заранее предвидеть действия помощника, иначе, если он в последний момент по-другому сделает движение по захвату рукава, то это может повлиять на движение и решительность собаки при осуществлении хватки. 

Фронтальные атаки надо проводить 4 раза за тренировку, и после последней атаки собака имеет полное право унести рукав с площадки. 

Через несколько недель таких тренировок собака уже должна продемонстрировать способность к хорошей, мощной хватке, хорошо слаженную работу с помощником, уверенность, прочное удержание рукава в пасти, стремительное движение с ним и после этого спокойное и добровольное сбрасываение рукава.

После этого можно переходить к тренировке собаки с посадкой и облаиванием, которые являются фундаментальными упражнениями защитной службы.

Посадка и облаивание 

Традиционно существуют разные способы обучения посадке и облаиванию при тренировке собаки: с помощью длинного поводка, парфорса, с использованием помощником стека или же других вспомогательных средств. Несмотря на то, что все эти разные способы отличаются друг от друга, все же между ними есть что-то общее. 

В одном из случаев, собака, посылаемая в укрытие, без принуждения и свободно кусает помощника. Она уже прошла проверку на смелость, хорошо движется вдогонку, на дистанцию. Теперь точно так же собака будет спокойно кусать стоящего в укрытии помощника (это закономерно), и от этой привычки собаку нужно отучать.

Вторым объединяющим фактором этих разных методов является то, что собаку приходится с принуждением, а также с болью для собаки отрывать от захваченного ею предмета - добычи. В этой ситуации налицо классический пример конфликта. Этот конфликт часто вызывает нервозность и расконцентрированность собаки. В такой ситуации собаке очень трудно обучаться, и она очень редко будет демонстрировать правильный захват. Собака в конечном итоге свыкается с тем, что боль и захват - неотделимы друг от друга. В зависимости от сущности собаки и ее характера, это приводит собак к апатии, пассивности и они перестают реагировать на обычную коррекцию, или же собака будет перевозбуждена, а та боль, которая ей доставляется и должна сделать ее послушной, на самом деле - делает собаку еще более агрессивной. 

Здесь есть очень интересный путь решения этой проблемы. Решение простое, а именно: после обучения собаки фронтальному захвату она посылается в укрытие. 

Собака, обучаемая фронтальному захвату, никогда не преследовала помощника, она познакомилась с помощником только в свободном состоянии и никогда не знала неподвижного помощника, никогда не загоняла помощника в укрытие и никогда не теряла его из вида до тренировки, то есть собака еще не возмужала. Собака сверхсамоуверенна и ее легко привести в сомнение.

 Чтобы достичь правильной посадки и правильного облаивания нужно, чтобы помощник стоял в укрытии уверенно и спокойно, а защитный рукав держал сбоку или за спиной, и при этом, посредством своего взгляда и своего положения (стойки), пытался блокировать собаку. 

Каждое начало тренировки по постановке собаки и облаиванию необходимо начинать с нескольких фронтальных захватов, чтобы привести собаку в нужное состояние. После этого, помощник не бежит, а уходит в укрытие, то есть скрывается в укрытии и принимает нейтральную, но в какой-то степени угрожающую позу. При этом он держит защитный рукав сбоку или за спиной, чтобы рукав был вне зоны досягаемости собаки. Через короткий промежуток времени хозяин отпускает собаку. Большинство собак, которые впервые сталкиваются с такой ситуацией (конфронтацией) - останавливаются перед помощником, ждут действий с его стороны, становятся при этом неуверенными, т.е. они впадают в типичную ситуацию непонимания. Так они останавливаются и начинают лаять.

 После того, как собака 1-2 раза подала голос, помощник выставляет руку впереди себя - тем самым, вызывая хватку собаки. При хватке он тут же выпускает рукав и позволяет собаке уйти с рукавом. Не выходя из укрытия, он дожидается того момента, когда собака добровольно сбросит рукав. После этого он выходит из укрытия, направляется к собаке и подбирает рукав. Помощник снова идет в укрытие для повторения упражнения остановки и облаивания. Это упражнение можно повторять за одну тренировку 2-3 раза. Заканчивать тренировку необходимо двумя-тремя фронтальными атаками, чтобы собака смогла унять возникшую нервозность во время облаивания.

 Основная задача помощника заключается в том, чтобы правильно сформировать поведение собаки в укрытии. Это означает, что не следует воздействовать на каждую собаку одним и тем же способом - каждая собака требует своего индивидуального подхода. Важнейшим элементом выработки индивидуального стиля работы с собакой является ее характер.

Характер собаки, ее внутренний настрой подразумевают уверенное в себе и наступательное поведение в укрытии. Спокойно и уверенно собака должна показать, продемонстрировать нам, что она себя контролирует, и что она четко знает, что от нее требуется. А это достигается предоставлением собаке возможности сделать хватку в самый нужный момент. Когда собака демонстрирует свое уверенное поведение, и ее глаза ясны - мы видим, что достигли желаемого. 

Но положительный настрой собаки формируется не только с помощью тренировки постановки и облаивания, а также с помощью всего комплекса упражнений защитной службы. Особенно это те упражнения, которые вырабатывают у собаки чувство контроля. 

Помимо тренировки настроя собаки используется также и правильный физический стиль собаки - правильное движение собаки, то есть собака не должна прыгать на помощника, не должна близко или далеко от него располагаться; помощник должен расположить собаку корректно перед собой, она должна облаивать помощника, а не рукав. Процесс облаивания должен основываться на напряженном состоянии между помощником и собакой, но не на «выклянчивании» собакой у помощника рукава. 

В данном случае помощник может осторожно экспериментировать с собаками для нахождения с каждой из них оптимального варианта ситуации, т.е. помощник должен четко определить тот момент, когда при корректной посадке и желаемом поведении собаки отдать ей рукав, вовремя подкрепив ее действия. 

После того, как собака привыкает соответствующим образом вести себя, и получает вознаграждение в качестве рукава, она будет продолжать вести себя именно так, как это сформировано помощником. Естественно, это зависит от того, что мы начинаем обучение собаки постановке и облаиванию достаточно рано, но когда собака уже обладает способностями сильно и полно хватать рукав в укрытии. 

В случае, когда мы имеем дело с собакой, которая накопила уже больше опыта, мы ее можем удержать от преждевременного захвата только с помощью поводка, так как другие мотивационные приемы не пройдут. А в дальнейшем - следовать обычному процессу тренировки - увести и дожидаться, пока собака не бросит рукав. После того, как хозяин удерживал собаку на поводке перед помощником, и она несколько раз его облаяла, поводок ослабляется и помощник выставляет защитный рукав для захвата собакой. Через несколько часов таких тренировок собака уясняет себе, что за счет облаивания она получает вознаграждение в виде защитного рукава и в соответствии с этим она все больше и больше энергии будет тратить именно на облаивание. В этой ситуации хозяин все время держит натянутым поводок. Ослабленный поводок - означает для помощника выставление рукава перед собакой. 

Команда «АУС»

В традиционных методах тренировок команда «Аус» представляет собой одну из самых больших проблем. Несмотря на то, что «Аус» представляет собой продолжение постановки собаки и облаивания, а собака, которая научилась четко выполнять это, находится лишь в незначительном шаге от понимания команды «Аус», мы видим, что очень много собак хорошо выполняют посадку перед помощником и облаивание, но очень плохо выполняют команду «Аус». 

Проблема заключается в самой сути этого упражнения - заставить собаку отдать то, что она с такой энергией и желанием захватила. 

Часто процесс отработки отдачи вызывает сложности. Традиционно это делается посредством подавления собаки, воздействия на нее, когда мы принуждаем собаку сделать это с помощью поводка. Собака понимает, что у человека есть вспомогательное средство, в данном случае - поводок, который служит человеку для наказания, если она не слушается.

Ответ на этот вопрос, как мы можем заставить собаку отдавать рукав добровольн, состоит из трех частей:
1. В защитной службе очень важно правильно настроить собаку. На тренировочной площадке собака должна являться не пассивным участником, а в той или иной степени представлять, что от нее хотят, и с удовлетворением, желанием и инициативой участвовать в процессе тренировки. 
2. У собаки должно складываться впечатление, - а это задача помощника - что она является основным действующим лицом на площадке, и что она своими действиями вызывает происходящее на площадке, в частности, захват рукава, что она уверенно и спокойно воспринимает все то, что происходит вокруг. 
3. Следующим важным пунктом является способность к нормальной, добровольной отдаче рукава. Очень важно, чтобы собака не вводилась в конфликтную ситуацию. Ни владелец собаки, ни кто-либо другой никогда не должны были вообще до этого силой забирать рукав.

Это означает, что собака научилась тому, что отпускание ею рукава при тренировке с укрытием приводит к возвращению снова на площадку помощника, что связано для собаки с другими желаемыми ею захватами рукава. Это означает, что разум собаки, ее глаза ясны, что собака автоматически не возбуждается (речь идет о нервном возбуждении) и она не сбивается с толку, не приходит в замешательство, как в том случае, когда защитный рукав у нее забирают силой. Это означает, что облаивание становится ее автоматическим способом поведения, когда она останавливается перед спокойно стоящим в укрытии помощником и облаивает не потому, что ее наказывали или подавляли, а потому, что она сама избрала этот способ поведения, так как научилась, что это поведение приводит к вознаграждению - хватке. 

Вопрос заключается в следующем: как мы можем достичь добровольной отдачи рукава помощнику? 

Ответ на этот вопрос очень прост. Помощник стоит полностью спокойно и мы предоставляем собаке время спокойно подумать. Это упражнение как всегда обязательно должно начинаться с двух - трех фронтальных захватов рукава. После этого собака посылается в укрытие для посадки и облаивания. После этого упражнение будет заключаться не в мгновенной - быстрой отдаче рукава собаке, а наоборот, - помощник коротко (очень непродолжительное время) поработает с собакой рукавом с выходом на несколько шагов из укрытия и затем мягко потянет собаку в укрытие. В укрытие плавно опустит рукав в обычное для позиции облаивания положение, и при этом он как бы упирается своими плечами и рукой об укрытие. 

Если помощник работает с мощной, сильной и неохотно отдающей рукав собакой, то он может прижать рукав - расположить его между стенкой укрытия и телом. В данном случае нужно использовать достаточно сильного помощника, который мог бы противостоять упирающейся собаке, чтобы несмотря на все свои усилия собака не смогла вытянуть помощника из укрытия. В это время помощник не должен ничего предпринимать, а просто стоять и пассивно сопротивляться, не производя никаких действий и не демонстрируя поз угрозы. Владелец собаки не должен подавать никакой команды, не трогать собаку, не разговаривать с ней, - наоборот, он должен быть на определенном удалении от собаки, так как любое вмешательство владельца в данном случае будет только нервировать собаку и сбивать ее с толку. Это упражнение может длиться довольно долго. Но в какой-то момент пассивное поведение помощника и неполученное удовлетворение собаки, а также ограничение пространства в укрытии приведут к тому, что собака обязательно отпустит рукав. 

Очень часто в первые тренировки отпускание будет нечистым. Это означает, что собака еще будет цепляться за рукав, перехватывать, перекусывать его, трепать. Но нас это ни в коем случае не должно беспокоить, так как со временем собака научится, что отпускание рукава представляет для нее преимущество, она будет терять чувство конфликта и тем самым начнет чисто и добровольно отпускать рукав. 

В тот момент, когда собака отпускает рукав, ею автоматически занимается позиция облаивания, так как спокойно стоящий помощник и само укрытие будут возбуждать в собаке данное поведение - облаивание. 

Хороший, опытный помощник может помочь собаке, может привести собаку в действие различными способами. Например, лай собаки можно вызвать с помощью взгляда, легкими движениями тела. После того, как собака прореагировала и несколько раз полаяла, помощник дает собаке захватить рукав и подтверждает этот захват отпусканием рукава, чтобы собака сама могла унести рукав. Это означает, что собака решает проблему по своей собственной инициативе и одновременно при этом учится желаемому нами поведению. 

Со временем собака научится тому, что когда помощник останавливается, она будет чисто и добровольно, без какоголибо конфликта и без принуждения отпускать рукав.

 Естественно, что на испытаниях у нас отсутствует эта фаза захвата в укрытии и отпускание рукава происходит на открытой площадке, на некотором удалении от укрытия. Поэтому нам надо как бы перескочить этот этап - от укрытия на открытую площадку. К этому шагу переходят далеко не сразу, чтобы предоставить собаке достаточно времени очень хорошо привыкнуть к команде «Аус». 

Перенос упражнений «Аус» из укрытия на площадку подразумевает несколько шагов: вместо «Аус» в укрытии мы вытягиваем собаку из укрытия для «Аус» вне укрытия, но это должно сначала происходить в зоне видимости, рядом с укрытием. Постепенно удаляясь от укрытия в сторону площадки, одновременно достигаем - получение «Аус» в любой точке продвижения помощника. 

"ДиС" №3 2001г. (предоставлено КСК "Паритет")
Источник: http://www.sportdog.ru/